Какой должна быть школа в лесу, чтобы мне понравилось
Exupery International School (Латвия)
В 2020-м году в Троицке появится новая школа. Уже сейчас проводится тендер по поиску подрядчика для проектно-изыскательских работ.

Основное про школу уже рассказывал «кто твой город», своими опасениями я тоже делилась. Кроме того, на Совете депутатов единственная голосовала против внесения изменений в Правила землепользования и застройки в части размещения школы, обосновав это тем, что в городском сообществе нет консенсуса по выбранному месту.

Время прошло, и опасения никуда не делись. Однако реальность наступает куда быстрее, чем хотелось бы. И школу в лесу все-таки построят. Надо признать: дефицит школьных мест в городе не исчезнет, а лишь уменьшится, как уменьшится и доверие в городском сообществе.

Решила сформулировать для себя, какой должна быть школа в лесу, чтобы этот проект смог компенсировать хотя бы часть тех издержек, которые за собой несет.

Дальше будет немного рассуждений и картинок, как могло бы быть (и еще может стать). «Все это фантазии, этого нельзя сделать, потому что это очень дорого», скажете вы. И будете неправы, так как в Москве появляются такие знаковые объекты как парк «Зарядье». Так почему бы не сделать образцовую школу в центре Новой Москвы, ведь в разных стратегиях именно Троицку отводится роль научно-образовательного кластера.

Елена Верещагина
Депутат Совета депутатов Троицка
По индивидуальному проекту
В Москве намечается тенденция строительства мега-школ. Самую большую школу в России (на 2500 мест) хотят построить на территории бывшего ЗИЛа. Школу на 2100 мест открыли в прошлом году в Некрасовке. Надо сказать, что этот красно-сине-желто-зеленый зигзаг не представляет из себя ничего примечательного. Хуже может быть только проект повторного применения — тот, на который деньги потратят один раз, а потом будут копировать в разных районах Москвы бесчисленное количество раз без оглядки на окружающую территорию.

Школа в Троицке, в первую очередь, должна быть построена по индивидуальному проекту. Чтобы сформулировать видение и собрать лучшие идеи, нужно провести открытый архитектурный конкурс, как это делалось для школы в Летово и как это было с правым берегом реки Десны. Только тогда на выходе получится конкретный профессиональный проект.

Школа может быть уникальна не только снаружи, но и внутри. Конечно, своей образовательной программой, но это тема для другой статьи. Отличная идея (не моя) — объединить в новой школе всех учеников города 9-11 классов. В Троицке появится «high school», и это даст возможности, с одной стороны, для специализации (профильные классы), с другой — для коллаборации (проекты, факультативы, мероприятия).

Хорошо бы, чтобы внутреннее пространство школы тоже несло в себе идентичность. Например, переговорные комнаты в крупных компаниях называют в честь людей, городов, улиц. Можно назвать классы, залы и лаборатории в школе именами троицких ученых. А еще здесь могут появиться соответствующие визуальные акценты (так, панно, которые сохранились в Гимназии и Лицее, стали важными элементами идентичности обеих школ).

Если то, как выглядит школа, будет нравиться детям, они будут гордиться и спорить с друзьями, чья красивее и необычнее. И практически точно будут охотнее сюда приходить.
Beatrix College Tilburg в Нидерландах. Когда перед проектировщиками встала задача спроектировать новое здание в составе Колледжа, они сделали его стилистически иным. Оба здания соединил просторный атриум.
Учитывающей место
Примеров лесной школы в мире нет (ну, или я плохо искала). Проектировщики будут работать с необычной средой. И эту среду ни в коем случае нельзя игнорировать.

Бережливый и адаптивный подход должен прослеживаться буквально во всем. Во-первых, вырубка должна быть минимальной. Если можно сохранить одно дерево, значит, надо его сохранить. Ведь получилось же это у архитекторов и строителей, благодаря которым мы видим сосны в центре города.

Проект здания должен учитывать рельеф местности, а пешеходные пути — продолжать существующие. Отличной иллюстрацией такого подхода может стать организация лесного амфитеатра — общественного пространства в школе, спроектированного с учетом перепада высот на месте лесного оврага.

В экстерьере здания не место ярким плиткам и разноцветным панелям. Здесь уместно использовать спокойные и естественные материалы и цвета.

Кроме того, необходимо всеми силами постараться хоть немного компенсировать тот урон экологии, который нанесен выбором места строительства. Школа должна стать экспериментальной площадкой для экотехнологий: это и солнечные панели на крыше здания, и установки для сбора дождевой воды, и контейнеры для раздельного сбора мусора. На территории школы могут быть разбиты палисадники и городские огороды, за которыми будут ухаживать сами ученики.
Дизайн-проект музыкальной школы от Neuman Hayner Architects (Израиль)
The New Ergolding Secondary School (Германия). Для школы была разработана концепция микроклиматического комфорта, которая учитывает расположение и ориентацию здания.
С использованием пространства
Школа не заканчивается порогом здания. Важную роль должна играть вся территория: ее проектирование не менее важно. На территории школы могут проходить занятия спортом, публичные мероприятия, открытые уроки по окружающему миру, биологии и географии.

Территория школы обязательно должна быть зонирована. Здесь могут располагаться зона подвижного отдыха, зона спорта, «природная» зона, а также зона ожидания для родителей. Почему сейчас взрослые толпятся в коридорчике у турникетов, если могут ожидать своих детей в комфорте?

Необходимо также четко и ясно отделить территорию школы от остального лесного массива. Не обязательно (а точнее совсем необязательно) обозначать школьную территорию двухметровым забором ядовитого цвета. Это можно сделать с помощью перепада рельефа, специального освещения и полосы из кустарника (хотя допускаю, что от забора никуда не деться).

Важным городским центром
Сейчас все школы (не только в Троицке) сильно ограничены в использовании. Всю вторую половину будних дней и в выходные в них практически никого нет. Огороженные заборами, они часто выпадают из городского пространства, превращаясь для большинства жителей в серые зоны. Взять прекрасную рощу на территории Гимназии: там почти никогда никто не гуляет.

Новая школа, напротив, должна стать важным городским центром притяжения. Для жителей могут быть доступны многие функции и инфраструктура здания: школьная библиотека может быть публичной, как и залы проведения мероприятий, а бассейн (если он будет) в вечерние часы должен быть открыт для всех. Можно придумать дополнительные форматы: кафе, коворкинг и компьютерные классы.

Сделать это не так сложно: в проекте можно разделить учебное пространство от общественного, организовав для них разных входы (подобный принцип применен для концертного зала и учебной части в ДШИ имени Глинки).

Saunalahti School (Финляндия). Жители ближайших районов приходят сюда в выходные дни, чтобы воспользоваться библиотекой, спортивным залам и игровыми площадками. Школа становится местом встречи для семей всего района.
Продуманной для использования
Раньше школа представляла собой конвейер, где разные функции были строго отделены друг от друга. Для учебы — кабинет, для еды — столовая, для физической активности — спортзал, для совместных действий и перемещений — перемена, урок — для статичных поз. Сегодня функции в школе смешиваются и пересекаются. Важным центром должен стать атриум — просторное пространство, объединяющее учеников для учебы и отдыха.

Сейчас Троицк страдает от утренних и вечерних пробок на подъезде к школам (гораздо меньшего размера). Поэтому необходимо тщательно продумать организацию подъезда к школе. Не исключено, что стоит исключить вариант с парковкой вообще — а предусмотреть только возможность высаживать детей в комфортном и безопасном месте.

Другой важной задачей является организация освещения. Школа, окруженная сосновыми деревьями и будет нуждаться в дополнительных источниках освещения для инсоляции помещений.

Кроме того, сейчас рядом со школой находится канализационно-насосная станция. Необходимо продумать мероприятия, которые позволят изолировать неприятный запах.

Наконец, тропиночная сеть: в идеале вместе с новой школой должна появиться и пешеходная (а еще велосипедная) связность между разными районами города. Так, чтобы ученики могли добираться до школы самостоятельно, и это было бы безопасно. Наличие транзитных дорог поблизости исключает такую возможность.

Велодорожка организована в Beatrix College Tilburg (Нидерланды)
Есть надежда, что при соблюдении этих принципов школа в лесу станет центром притяжения, а в городе появится элемент, объединяющий (а не разъединяющий как сейчас) жителей. В противном же случае появление мега-школы будет еще одним шагом освоения присоединенных территорий с привкусом гигантомании, хоть и способным решить проблему дефицита мест для учеников, но совсем ненадолго.
Что еще почитать на эту тему?
Школа будущего: Новые образовательные пространства. Как устроены лучшие школы на просторах бывшего СССР.

Ларс Гиллинг: «Мы не поняли местные нормативы и спроектировали все ровно наоборот». Победитель международного конкурса — о том, как создавалась концепция «Умной школы» в Иркутске.

Через «не могу»: мешают ли российские нормы проектировать современные школы. Про то, можно ли в России применять необычные решения.

Фасады Хорошевской гимназии: дерево и травертин в новом типе школы. Новые технологии VS СанПиНы.

9 фактов о новой школе для мотивированных детей «Летово». Школа, у которой получилось.

Знание - деньги: сколько стоит построить современную школу в России. Стоимость строительства современных школ.
Made on
Tilda